Несколько лет назад группа инициативных людей рискнула сделать то, на что решались немногие: реализовать проект доступных по цене таунхаусов в черте ближайшего Подмосковья. И не прогадала, доказав, что коммерческая успешность таких проектов вовсе не миф. В 2010 году это был поселок с 36 таунхаусами, а уже в 2014 году размах стал ощутимей: недавно компания заявила о запуске строительства поселка с более чем полутора тысячью таунхаусами.
Речь идет о компании «Сабидом» — первопроходце на рынке таунхаусов малой и средней площади. В эти дни компания празднует свой
Почему именно таунхаусы? Долгое время людям была непонятна заграничная диковинка, таунхаус казался чем-то очень дорогим и недоступным. Однако по мере развития рынка таунхаусы эконом-класса стали главным трендом сегмента малоэтажки, неиссякаемый спрос подстегивает девелоперов выходить с новыми проектами, один масштабней другого. Что это? Дань моде, сиюминутная потребность, или новый устоявшийся тренд? Пожалуй, 8 лет — это достаточный срок, чтобы понять, почувствовать, как сегмент будет развиваться в дальнейшем. А расскажет об этом один из собственников компании «Сабидом» Сергей Калужин.
— Сергей, компания «Сабидом» стояла у истоков рождения этого явления на российском рынке. Оглядываясь назад, как вы можете оценить происходящие изменения на рынке загородного малоэтажного строительства?
— Конечно, за последние 8 лет рынок загородного жилья сильно преобразился: многократный рост числа объектов сопровождался медленным, но верным снижением цен, и буквально за несколько лет «загородка» перекочевала из сегмента премиум в сегмент эконом. Это хорошая тенденция, мы движемся в верном направлении, загородный дом перестает быть чем-то дорогим, элитарным, недоступным. Сегодня, выезжая за город, модно увидеть множество новых малоэтажных поселков, возникает даже ощущение, что ты где-то в Европе. Среди них — немало интересных во всех отношениях проектов — индивидуальных, нетиповых и при этом очень доступных. По мне — так это естественная тенденция эскапизма в пригород. Люди устали от шума мегаполиса, они хотят свой дом, уют, лес в 100 метрах от дома, свой кусочек земли у веранды. И сегодня семьи со средним уровнем достатка действительно могут себе это позволить. Мы ежедневно общаемся с такими людьми, и знаем, как они живут, чего хотят и т.д. И, конечно, компания «Сабидом» делает все, чтобы сделать этот тренд доступным многим семьям.
— Есть данные, насколько вырос рынок загородных поселков таунхаусов за это время?
— Бюджетный сегмент «загородки» начал активно развиваться только после 2008 года. До 2005 года загородный рынок Подмосковья считался исключительно сегментом премиального жилья. Мы работаем уже 8 лет, и за это время число поселков таунхаусов увеличилось практически в три раза. Если в 2005 году рынок насчитывал 57 поселков таунхаусов, то по итогам 2013 года эта цифра составила уже 142.
— «Сабидом» начинал свою деятельность с оформления документации, сегодня, когда на счету у компании несколько крупнейших поселков таунхаусов, могли бы вы подумать, что так будет?
— Конечно, нет. Сначала мы пробовали, прощупывали почву, начали с малого, потом, постепенно изучая рынок, двигались вперед — только вперед. Амбиции, целеустремленность, нацеленность на результат помогли нам вырасти до того уровня, на котором мы сейчас находимся. Мы не добились бы ничего без нашей команды, сегодня компания «Сабидом» — это 125 человек (не считая строителей) — высокопрофессиональных сотрудников, прошедших через многое. А начиналось все еще в 2006 году — с деятельности по оформлению разрешительной документации для строительства. Нас было всего двое (смеется). Оформление документов, получение разрешений, лицензий — это самое сложное в нашей стране. Потом спустя 4 года решились на смелый шаг. И построили Поселок таунхаусов Мисайлово, всего в 7 км от Москвы по Каширскому шоссе. Для сравнения: в Мисайлово 36 таунхаусов, в «Николино» — 140, на «Фестивале» — 400, в «Белом городе» — 576 таунхаусов, а в новом проекте «Немецкая деревня» — уже 1507!
— Да, больше полутора тысяч таунхаусов в поселке — это, конечно, весьма амбициозно... Как прогнозируете продажи?
— Знаете, не успели мы открыть продажи, а спрос уже был очень высокий. Люди задолго до старта продаж прослышали о новом поселке, и уже активно начали обращаться, чтобы успеть прибрести таунхаус по самой выгодной цене — на начальном этапе, когда еще есть множество вариантов с расположением у озера, у леса и др. Проект действительно масштабный, площадь поселка — 45 га, и это всего в 12 км от Москвы. Уверен, что продажи и в дальнейшем будут идти отлично. У нас есть множество интереснейших идей, которые мы с радостью реализуем в новом поселке.
— Вы достаточно быстро вышли на серьезные мощности, как вам это удается?
— За 8 лет работы мы накопили бесценный опыт, который нам помогает реализовывать крупные проекты, открывать новые производства, налаживать взаимовыгодные международные связи, организовывать поставки. Что касается продаж, то за годы мы успели изучить потребности и ожидания покупателей, понять, какие критерии являются определяющими при выборе загородного жилья. Постоянное взаимодействие с клиентами позволяет улавливать последние тренды в сегменте малоэтажной застройки и быть во многом законодателем этой моды на отечественном рынке. Главная причина успеза — это, наверное, то, что мы умеем слышать нашего клиента.
— В прессе вы неоднократно заявляли, что успех компании «Сабидом» во многом обеспечивается высокими темпами строительства, скоростью реализации всех проектов, многопрофильностью самой организации.
— Да, это так, сегодня компания «Сабидом» — это и собственная подрядная организация, которая производит строительные работы на собственной технике, собственный отдел продаж, своя проектная группа, своя подрядная организация, ряд департаментов. Это целый холдинг, в рамках которого образовано несколько дочерних предприятий. Среди них — «Трансспецстрой», владеющий собственной строительной техникой, свой бетонный завод «Монолит Индустрия», сеть управляющих компаний и ряд других предприятий. А еще 8 лет назад нас было всего двое — я и мой партнер Алексей Кишенков.
— Свой бетонный завод — это действительно серьезный шаг... Какие мощности предполагает производство?
— Запуск бетонного завода совпал с запуском нового масштабного проекта на Пятницком шоссе — «Немецкая деревня». Сумма инвестиций составила 90 миллионов рублей, окупаемость проекта составит полгода. Спроектированный и оборудованный в соответствии с новейшими технологиями, завод будет выпускать около 200 кубов бетонных смесей ежедневно. Он полностью автоматизирован, и после выхода на полную производственную мощность сможет полностью обеспечить растущие потребности компании «Сабидом».
По нашим подсчетам и с имеющимися объемами строительства запуск производства позволит экономить на стоимости стройматериалов до 30 процентов. А это значит, что стоимость конечной продукции — таунхауса — будет еще ниже, компания станет более конкурентоспособной, и все большее число семей смогут приобрести себе таунхаус в черте ближайшего Подмосковья.
— 8 лет — это замечательная дата, цифра небесной удачи и новых возможностей, компания динамично развивалась и до настоящего момента, но именно
— В этом году все складывается таким образом, что компания развивается уже в геометрической прогрессии, запуск ряда новых дочерних предприятий, собственного производства стройматериалов, крупнейший проект по строительству полутора тысяч таунхаусов. И это только начало, мы активно расширяемся, изучаем рынок, новые тенденции, чтобы реализовывать наши возможности. В этом году мы планируем запуск еще как минимум одного крупного проекта по строительству таунхаусов. А в течение ближайших 5 лет мы планируем начать реализацию еще 25 проектов.
— Рынок готов к таким объемам?
— Рынок не просто готов, рынок нуждается в новых проектах по строительству таунхаусов. Понятно, что далеко не каждый проект может быть успешным. Мы постоянно общаемся с нашими клиентами, и понимаем, что нужно внимание уделять не только строительству квадратных метров жилья, но созданию благоприятной, комфортной среды обитания. Удивить потребителя становится все сложнее, типовая застройка уже никого не интересует, покупатели также тщательно оценивают и качество материалов, из которых строятся дома. «Средовая» архитектура, «новый урбанизм» — все эти понятия знакомы нам не понаслышке, мы внедряем новые стандарты жизни в наши поселки. Просторные дворы, большое количество парковых зон, спортивных и детских площадок, арт-объекты, набережная зона, фитнес-центры, необходимые объекты социальной и коммерческой инфраструктуры — и при этом по максимуму стараемся сохранить природный естественный ландшафт.
— Узнаваемые черты проектов «Белый город», «Немецкая деревня»...
— Знаете, с «Немецкой деревней» выходит все очень интересно. Началось все с того, что как-то будучи в Германии у меня неожиданно сломался автомобиль в районе Франкфурта-на-Майне. Я оказался в тихой европейской деревушке со сложившимися десятилетиями устоями, равномерным течением жизни. Ничего общего с шумными, блестящими и суетными большими городами. Целые сутки я провел на улице, общаясь с местными жителями, осматривая их небольшие недорогие, но при этом невероятно теплые и уютные дома. Знаете, вот у нас социальные контрасты, видны на примере жилых зданий. Сразу видно, где живут люди с высоким уровнем достатка, и где — все остальные. А у них эти границы стерты что ли, не имея заоблачных заработков, элитных автомобилей, население тем не менее живет очень комфортно — в просторных благоустроенных таунхаусах, дуплексах. В общем, по приезду в Россию я знал, что следующий проект будет нести в себе энергетику теплой, человечной и невероятно комфортной европейской деревушки. Современная архитектура, качественные немецкие стройматериалы, баварская кладка, особое внимание стандартам экологичности и чистоты. И при этом он будет доступен многим. Цены у нас начинаются от 3,5 миллионов рублей.
— Да, все лучшее случается неожиданно, и для бизнеса удача, умение попасть на нужную волну — тоже важно. Понятно, что простой и узнаваемый бренд — это очень важно, значит, мы знаем, откуда пошло название «Немецкая деревня» и какую символику оно несет. А что с другими поселками?
— Многим нравится название «Белый город», оно ассоциируется с чем-то светлым, открытым, просторным. Мы долго не могли придумать подходящее название для этого проекта на Пятницком шоссе, идея же также пришла совершенно неожиданно... во сне (смеется). Я просто проснулся и понял, этот поселок должен называться так. Проверили, не занято ли оно, обсудили, всем понравилось. И вот итог: поселок продавался такими темпами, о которых многим девелоперам приходится только мечтать, завоевал три награды как лучший поселок таунхаусов, сегодня мы уже завершили первую очередь и вплотную занимаемся благоустройством и коммуникациями. Название повлияло во многом даже на архитектуру — огромные панорамные окна, много света, оригинальные формы домов, да и в целом среда получается уютная и открытая. Название «Фестиваль» тоже вызывает положительные ассоциации, сначала проект задумывался с разноцветными яркими домиками, но впоследствии был переосмыслен, хотя радужные цвета будут присутствовать в деталях на территории самого поселка таунхаусов. «Фестиваль» как некий праздник жизни, в будущем можно будет управляющую компанию сориентировать на проведение детских праздников.
— Сейчас формат таунхаусов на пике популярности. Но сколько это продлится? Рынок не может стоять на месте, соответственно, после пика нас ждет либо стабилизация, либо падение, либо качественный скачок в новом направлении. Вам какой вариант ближе?
— Мне ближе вариант нанодома... (смеется) Ну а если серьезно пик возникнет тогда, когда люди перестанут покупать квартиры, которые они сейчас покупают пачками. Стереотипы еще сильные в нашем обществе, и не у всех укладывается в голове, что собственный дом площадью порядка 120 кв. метров в 10 км от Москвы может стоить как типовая двухкомнатная квартира, а то и меньше. Сегодня на 100 купленных квартир приходится два таунхауса. Элитный сегмент коттеджей и слишком больших по площади таунхаусов давно стагнирует. Сегмент бюджетных таунхаусов развивается очень активно, и эта тенденция будет только усиливаться.
Хотя нанодома — это тоже вовсе не утопия, проекты энергоэффективных малоэтажных домов, при строительстве которых используются нанотехнологии, уже есть, и, возможно, это наше будущее. Если кратко, то нанотехнологии в малоэтажке способны сократить теплопотери, а строительные материалы, производимые на их основе, более эластичны.
— Понятно, что половина успеха проекта — это выгодное местоположение поселка. На какие направления вы сейчас засматриваетесь?
— Конечно, мы всегда подбираем хорошие участки, не далее
— Земля в этих направлениях дороже, получится ли сохранить концепцию поселка таунхаусов эконом-класса с соответствующей ценой?
— С нашей концепцией да, мы видим перспективу в развитии формата малоэтажных домов, доступных многим.
— По данным ряда аналитических обзоров и рейтингов, застройщиков, которые реализуют проекты сфере строительства таунхаусов эконом-класса, немало, но большинство из этих компаний — многопрофильные, то есть строят все подряд, и многоэтажки в том числе. Строить только таунхаусы решаются немногие, все-таки прибыль не та. Отсюда — и множество заброшенных проектов. Но с вами, к счастью, все по-другому...
— Мы действительно верны выбранному формату, и проекты свои реализовываем быстро, в среднем за два года. Компания «Сабидом» сегодня в тройке лидеров рынка в сегменте строительства таунхаусов эконом-класса, при этом по стоимости квадратного метра мы первые. У нас она начинается от 40 тыс. рублей. Если правильно наладить дело, «гореть» им, делать все быстро и качественно, то успех обеспечен.
— Отлично! Ну а мы пожелаем компании «Сабидом» качественного скачка и умопомрачительного роста! С
— Безусловно, сделаем все, чтобы всегда только радовать наших клиентов! Мы смотрим только вперед!