Рынок ждет взрыва: «народный» таунхаус — самый ожидаемый тренд-2014

Таунхаусы появились в России лет 10 назад, но набрали популярность, приобретя релевантный запросам клиентов вид, лишь год-два назад. Однако необычайный разброс цен и недостаток информации до сих пор ставит многих в тупик. В то время как специалисты пророчат таунхаусам в России большое будущее. И не случайно. Ведь таунхаусы считаются самым естественным и комфортным видом жилья. Доступное и престижное — еще совсем недавно эти два понятия были взаимоисключающими. Сегодня же они воплотились в идее таунхауса.

Какие тренды господствовали на рынке малоэтажного строительства в уходящем году и чего ждать от нового 2014 года, нам рассказал Сергей Калужин, руководитель проекта компании «Сабидом», на счету которой несколько построенных поселков таунхаусов, ряд наиболее престижных наград в области строительства загородного жилья.

— Почему именно таунхаусы сегодня названы главным трендом рынка загородной недвижимости и как вы видите развитие сегмента в будущем?

— Действительно, это так. Ряд экспертов в области загородной недвижимости назвали таунхаусы главным трендом 2012-2015 гг. Развитие популярности формата таунхаусов эксперты и аналитики рынка связывают с тем, что девелоперы, наконец, повернулись лицом к рынку и начали предлагать действительно доступные варианты. Таунхаус не должен быть свыше 300 кв. метров, это уже недвижимость элит-класса, неликвид. Если хотите в массовом порядке реализовывать проекты, нужно формировать доступные предложения. Что касается наших прогнозов, то в среднесрочной перспективе нас ждут рост объемов и доли малоэтажного жилья в общих объемах строительства, и в то же время будет сохраняться тенденция медленного снижения средней площади возводимого малоэтажного жилья. Покупать такие дома будут чаще в ипотеку или в рассрочку, и главное — увеличится доля малоэтажного жилья эконом- и комфорт-класса — самых востребованных форматов. Безусловно, это проекты не далее 10-15 км от МКАД, с небольшим участком земли, двух- или трехэтажные. То есть в целом мы можем говорить о демократизации рынка и формировании доступных предложений.

— Какие архитектурные стили загородной недвижимости сейчас на пике моды? Хай-тек, фьюжн, минимализм, классика?

— Загородный рынок очень неоднороден. Исторически сложилось так, что Подмосковье застраивалось хаотично, в отрыве от какой бы то ни было концепции и в отсутствие строгих норм. Несмотря на наличие отдельных интересных дизайнерских проектов, в действительности наиболее распространенным стилем в Подмосковье остается классика. Чаще всего по-прежнему тиражируются именно усредненные классические проекты. Собственного выраженного стиля подмосковный рынок пока не выработал. Однако радует то, что постепенно некоторые смельчаки идут на разработку более интересных, современных проектов. И даже среди проектов класса эконом и эконом-комфорт можно найти оригинальные с архитектурной точки рения экземпляры.

— Что первично: стиль, архитектура или удобство, комфорт?

— Российский рынок потихоньку начинает переходить к пониманию качественной среды, качественной архитектуры — среды комфортной для жизни человека. Если до этого на российском рынке современной архитектурой считался красивый фасад, необычная форма здания, то сейчас первично — создание удобной среды, комфортной для человека. Это общемировой тренд, и нас очень радует, что тенденция приживается и в России. В первую очередь, это касается создания удобного комфортного генплана, удобных общественных пространств, инфраструктуры. Архитектура зданий продиктована функциональностью. Т.е. нет смысла ставить целью подражание какому-то стилю, нужно ориентироваться на удобство среды для жизни человека.

— А кроме таунхаусов ведь есть другие варианты загородной малоэтажной застройки?

— Сейчас вместе с таунхаусами развиваются также и другие форматы малоэтажного жилья, такие как дуплексы, квадрохаусы. Но они, конечно, не могут конкурировать с таунхаусами по цене, и поэтому таунхаусы — это наиболее востребованный формат. Главное преимущество — стоимость таунхауса в обслуживании и развитая инфраструктура.

— В новом году вы делаете ставку на оригинальность, креативность проекта или же большинство девелоперов по-прежнему будут придерживаться классики, исключая возможные риски?

— Мы убеждены, что большей популярностью будут пользоваться оригинальные дизайнерские проекты, потрясающие воображение и вдохновляющие потенциальных покупателей. В противовес типовой застройке будут появляться варианты с большим выбором типов таунхаусов, различающихся не только площадью, но и количеством этажей, внутренними планировками, отделкой фасада, архитектурным воплощением, наличием эксплуатируемой кровли т.д. Архитектурное решение таунхауса нового поколения должно быть в чем-то даже парадоксальным: с одной стороны, оно должно быть простым, с другой — бросающим вызов. И главное — удобство, комфорт.

Кстати, интересная тенденция на рынке малоэтажной загородной недвижимости — это так называемое «зеленое» строительство, «органическая» архитектура — с большим количеством свободного пространства, огромными окнами, отделкой натуральными материалами. Компания «Сабидом» одной из первых уловила этот тренд, и он явно пришелся по душе нашему покупателю. При строительстве своих поселков уделяет особенное внимание стандартам экологичности и чистоты — начиная от выбора площадок для строительства (рядом с лесом, в достаточной удаленности от трасс) и заканчивая выбором стройматериалов. В 2013 году поселку «Белый город» был присвоен сертификат соответствия стандарту Ecovillage. Для оценки экологической ситуации было проведено комплексное исследование, которое показало, что «Белый город» находится в благоприятной и экологически чистой зоне. При строительстве таунхаусов «Сабидом» также использует прочные, надежные, качественные и экологически чистые материалы, усовершенствованные и безопасные технологии.

— Эко-город, город мечты — как только не называют «Белый город», все-таки это один из главных проектов в сегменте таунхаусов 2013 года. Насколько мы знаем, «Белый город» интересен своим необычным архитектурным воплощением? Прижился ли тренд?

— Да, «Белый город» — это один из главных и наиболее амбициозных проектов компании «Сабидом», он был запущен как раз в начале 2013 года, когда совершенно не было понимания, как он «выстрелит». Проект действительно беспрецедентный для России в целом: смелое дизайнерское воплощение, оригинальные нелинейные формы, панорамное остекление, необычные геометрические формы. Важнейшей задачей было избежание монотонности при проектировке таунхаусов, в итоге мы получаем то, что каждый дом выполнен в своей манере, с уникальным дизайном и одним из 22 типов планировки. Отделка фасадов тоже везде разная: кирпич, натуральный камень, фиброцементные панели, штукатурка. В итоге мы поняли, что определили потребности покупателей очень четко, именно такого проекта и ждал рынок. В 2013 году «Белый город» был неоднократно признан одним из самых ярких и амбициозных проектов в области строительства таунхаусов, он был удостоен высшей профессиональной награды, дважды становился победителем премии рынка недвижимости и финансов TREFI как лучший поселок таунхаусов класса эконом-комфорт.

В обществе существовал стереотип, что если это дешево, то не жди дизайнерских изысков, высочайшего качества и т.д. Мы своими проектами опровергаем этот стереотип. Жилье класса эконом-комфорт должно быть привлекательным, новаторским и доступным. Многие говорят про наши поселки таунхаусов, такие как «Фестиваль», «Николино», «Мисайлово», что они выполнены в современном европейском дизайне и стилистике. Про «Белый город» говорят уже больше — это дизайн Европы будущего. Никакой тебе шаблонности — разнообразие воплощений в стиле хай-тек, много света, цвета и стекла, подчеркнутая индивидуальность и изысканность.

— В новом году планируются ли новые проекты?

— Безусловно, мы нацелены на рост. В 2013 году мы ставили перед собой задачу выйти на строительство 120 тысяч кв. м одновременно, и мы достигли этих показателей, в 2014 году наши планы еще более амбициозные — строительство на площади 300 тысяч кв. м. То есть из года в год мы как минимум планируем рост в два раза.

Стабильность, надежность, качество — мы нацелены на то, чтобы наши клиенты ассоциировали имя компании именно с этими понятиями. Мы строим надежные танухаусы, и хотим, чтобы и через 50 лет наши клиенты сказали: «Да, „Сабидом“ строит качественные дома».

В 2014 году мы планируем запустить два принципиально новаторских проекта, в начале и середине года. Это будут загородные поселки таунхаусов комфорт-класса в совершенно новом архитектурном и дизайнерском облике. Компания тщательно изучает потребительские предпочтения клиентов и отталкивается именно от этого. У каждого человека должен быть дом его мечты. Поселки будут рассчитаны на разное количество семей — от 300 до 500. Инфраструктура будет очень развитая, материалы качественные и по-европейски надежные, прочные.

В новом поселке мы обязательно будем делать упор на комфортную среду — это пешеходные связи внутри поселка, общественные пространства, парки, инфраструктура в шаговой доступности. Архитектура, естественно, будет очень разнообразной, это тоже один из факторов создания комфортной среды.

— А ценовая политика? По данным ряда рейтингов, «Сабидом» удерживает самую привлекательную цену на таунхаусы в своем сегменте. Рост популярности не скажется ли на цене в сторону ее увеличения?

— Нет, мы по-прежнему будем предлагать достаточно демократичные цены на таунхаусы. Как все помнят, на начальном этапе строительства таунхаус у нас стоил от 3,5 млн рублей, и это на расстоянии 10-15 км от МКАД. Цена на уже готовый таунхаус — от 9 млн рублей.

За счет оптимизации строительных процессов внутри организации, закупки собственного оборудования, сокращения издержек мы готовы и в дальнейшем предлагать таунхаусы комфорт-класса по минимальной цене. Это важный шаг на пути к созданию доступного жилья. Свой дом по цене квартиры — это действительно реально! В 2014 году с запуском нового проекта мы будем предлагать таунхаус площадью 100 кв. метров за 3,5 млн рублей.

— Есть мнение, что сегодня на рынке существует острая нехватка домов в диапазоне до 3 миллионов рублей. А вообще возможна ли такая цена?

— На самом деле это один из самых интересных проектов. Таунхаус по цене 3 миллиона рублей — это своего рода «народный» дом, в полной мере доступное жилье. Как народный автомобиль. Пока на рынке такого нет, но мы работаем над этим, и вполне возможно, что года через два и реализуется эта идея. Уверен, что если у нас получится, этот проект способен перевернуть рынок. В хорошем смысле слова. Хотя чисто технически это очень непросто.

— Спасибо за интервью, удачи вам в воплощении амбициозных задач!